info - УралСеверКом

Московский ювелирный салон

8-499-000-00-00

Перейти к контенту

Главное меню:

О салоне
 

"Обесцвечивание алмазов"


Грядет ли кризис на алмазном рынке?

Развитие событий
Основными действующими лицами являются: LKI (Лазарь Каплан Интернешенел) - мировой лидер по производству и продаже бриллиантов "идеальной огранки", POL (Пегасус Оверсеаз Лимитед) - дочерняя структура LKI, GE (Дженерал Электрик), GIA - Геммологический Институт Америки. В начале марта 1999 года в алмазной периодике и в ИНТЕРНЕТ (RapNet) появились сообщения о том, что компания LKI начинает продажи через специально созданную в Антверпене фирму POL бриллиантов, подвергнутых обесцвечиванию по специальной технологии, секретом которой владеет Дженерал Электрик. Согласно заявлениям представителей LKI по данной технологии может быть существенно улучшен цвет некоторых коричневых алмазов (ослаблена интенсивность коричневой окраски), причем обесцвечивание устойчиво во времени, сама обработка не оставляет следов и не может быть идентифицирована. Процесс облагораживания держится в секрете, является собственностью Дженерал Электрик, и существо процесса не может быть разглашено. В планы LКI входит продать обесцвеченных бриллиантов на $30 млн в 1999 и на $50 млн в 2000 году. К моменту появления первых сообщений часть облагороженных этим методом бриллиантов прошла сертификацию в Геммологическом Институте Америки, в процессе которой следов облагораживания не было замечено.
Возникшие затем в специальной прессе резонанс и давление на LKI со стороны участников рынка бриллиантов привели к некоторой отсрочке начала продаж обесцвеченных бриллиантов, которые в результате начались не в апреле, а только 1 июня. За это время в результате переговоров GIA, GE и LKI пришли к соглашению, что все обесцвеченные бриллианты LKI будет сертифицировать в GIA с уведомлением о факте облагораживания. Эти бриллианты будут иметь лазерную надпись на рундисте "GE POL", и в сертификатах на них будет указано "На рундисте присутствует надпись GE POL". Параллельно GIA занимается исследованием обесцвеченных алмазов.
23 июля на III Международном Геммологическом Симпозиуме руководство GIA провело специальный семинар, на котором ознакомило участников Симпозиума с результатами исследований обесцвеченных бриллиантов. К этому моменту GIA сертифицировал около 700 таких бриллиантов, размер которых колебался от 0,30 до 7,00 карат (главным образом 1,00-3,00 ct), цвет от D до L (от 1 до 9 по российским ТУ), чистота - от IF до I 1 (от 1 до 8 по российским ТУ). Хотя отдел исследований GIA в ходе исследований обесцвеченных бриллиантов обнаружил некоторые косвенные признаки, позволяющие судить о факте облагораживания, прямые признаки, позволяющие однозначно утверждать, что данные бриллианты подверглись облагораживанию, пока не установлены. Было также заявлено, что некоторые бриллианты были представлены на экспертизу другими фирмами вторично, причем лазерная надпись "GE POL" была удалена (сошлифована). При этом в сертификатной лаборатории GIA с помощью специальной системы HORIZON ("Горизонт") было установлено, что эти бриллианты ранее проходили сертификацию, и таким образом было доказано, что это - искусственно обесцвеченные камни с удаленной надписью. GIA начал эксперименты по обесцвечиванию алмазов, которые проводятся по собственной технологии, которая может быть похожей на технологию Дженерал Электрик, но может и отличаться, так как последняя не разглашает существо собственной технологии. Исследованиями по обесцвечиванию алмазов занимается также Геммологический Институт Высшего Алмазного Совета Бельгии (HRD).
5-7 июля в Москве состоялась сессия Всемирной Федерации Алмазных Бирж (WFDB) и Международной Ассоциации Производителей Бриллиантов (IDMA). Принятая на сессии резолюция WFDB обязывает осуществлять раскрытие факта обесцвечивания при продаже бриллиантов: "Если алмаз был подвергнут обработке с целью изменения его цвета каким-либо иным способом, чем это принято при огранке и полировке, то при продаже или при сертификации на алмаз должна быть нанесена специальная маркировка. Удаление лазерной надписи о том, что алмаз подвергался обработке, должно считаться мошенничеством".

Чего боятся диамантеры ?
Несмотря на то, что новая технология Дженерал Электрик является значительным достижением, в целом ожидаются отрицательные последствия ее внедрения на бриллиантовый рынок. Главным образом это - проблема психологии покупателя. На сегодняшний день некоторые виды облагораживания цветных камней, например, изумрудов, рубинов, сапфиров, не могут быть однозначно установлены в сертификатной лаборатории. В таких случаях в сертификате стоит формулировка "Следы облагораживания не обнаружены". Это означает, что камень мог подвергаться облагораживанию, но лаборатория этого не выявила. Алмаз оставался "непорочным" в том смысле, что все виды его облагораживания - облучение, отжиг, покрытие, высверливание лазером включений или заполнение трещин - обычная геммологическая лаборатория выявляет и не сертифицирует, поэтому все сертифицированные бриллианты до сегодняшнего дня были необлагороженными. Как следствие, на рынке драгоценных камней облагораживанию подвергается большой процент (до 90%) цветных камней и незначительный (< 1%) алмазов. Но если лаборатория не в состоянии установить факт облагораживания алмаза, то камень получит сертификат и будет продаваться по цене необлагороженного. И если затем широкие круги покупателей узнают, что могут случайно купить искусственно обесцвеченный алмаз, может упасть спрос на все алмазы. Таким образом, действия одной компании ради собственной прибыли могут оказать негативное влияние на рынок в целом.
Другая проблема касается потенциального рынка обесцвеченных бриллиантов. LKI ведет честную игру и продает эти бриллианты, ставя покупателей в известность об обесцвечивании. А как эти бриллианты будут продаваться дальше, неизвестно. Вдруг на пути от дилера к дилеру информация об облагораживании "потеряется"? Даже если бриллиант имеет лазерную надпись на рундисте, такую надпись очень трудно прочесть, если камень закреплен в глухую оправу. Или, допустим, другая компания тоже владеет секретом обесцвечивания, но не говорит об этом и уже продает облагороженные камни? Или, например, что, если бриллиант сертифицирован не в GIA, а в другой лаборатории, которая не заметила облагораживания? В итоге это может быть причиной скандала, и закончиться падением спроса.
И, наконец, что это за новая технология облагораживания? Ее владельцы утверждают, что процесс, которому подвергаются алмазы, очень похож на тот, который проходит в природных условиях. При этом обесцвечивание сохраняется в камне навсегда и не может быть определено в принципе. Но это может оказаться и не так. Вдруг такие алмазы со временем приобретут окраску, или в них проявятся и другие изменения, например, увеличится хрупкость? Или геммологи научатся распознавать факт облагораживания? Сегодня на эти вопросы ответов нет. Неизвестно, останется ли новая технология только в руках Дженерал Электрик, или кто-то еще будет способен обесцвечивать алмазы. Большинство геммологов полагают, что данная технология облагораживания связана с применением высоких давлений и температур, имитирующих условия, в которых алмазы образуются в мантии Земли. В этом случае любой, у кого есть оборудование для получению синтетического алмаза, может проводить эксперименты по обесцвечиванию природного. Пока неизвестно существо технологии, нельзя сказать, какие процессы протекают в кристалле алмаза при облагораживании. Поэтому геммологам неясно, какие свойства алмаза могут указывать на то, что камень подвергался обработке.
К счастью для рынка, есть насколько факторов, препятствующих широкому распространению практики обесцвечивания алмазов. Во-первых, далеко не каждый алмаз годится для обработки. Наиболее пригодны "безазотные" алмазы физического типа II а, который является очень редким (менее 1% всех алмазов). Различать алмазы по физическому типу можно по спектрам, а спектрометры есть в геммологических лабораториях. Следовательно, если лаборатории сделают измерение спектров при сертификации алмазов обычной практикой, это позволит обнаруживать "подозрительные" камни. Во-вторых, процесс обесцвечивания является сложным и дорогостоящим и поэтому, скорее всего, будет в распоряжении очень узкого круга фирм. В третьих, возможна разработка геммологами методов распознавания облагораживания, и сегодня над этим интенсивно работают в ведущих институтах. И наконец, меры, принятые GIA и WFDB, не позволят обманывать покупателя безнаказанно. Многие дилеры не хотят "рубить сук, на котором сидят", и подрывать доверие клиентов, которое является для них самым дорогим завоеванием. Все это вместе позволяет сделать прогноз, что рынок относительно спокойно переварит появление искусственно обесцвеченных алмазов. Конечно, пока неясно, сколько они будут стоить по сравнению либо с исходными, либо с такими же необлагороженными алмазами. Проще говоря, насколько экономически выгодным будет заниматься обесцвечиванием. Время должно уравнять спрос и предложение, а также отрегулировать цены на новый товар.

Появятся ли обесцвеченные алмазы в России ?
Данный вопрос следует разделить на два: будут ли ввозить в Россию импортные обесцвеченные алмазы и будут ли в России заниматься обесцвечиванием собственных камней? Вероятно, и на первый, и на второй вопрос нужно ответить утвердительно. Ввозить будут точно так же, как уже сегодня ввозят относительно новую имитацию алмаза американского производства - муассанит. В России относительно широкий простор для операций такого рода. И отечественные, и американские, и любые другие сертификаты почти не имеют хождения в нашей стране. Большинство камней продается без сертификатов, часто покупатель обходится без консультации ювелира или геммолога, а информация о "новых технологиях" распространяется очень медленно. Даже если покупатель обратится за консультацией к ювелиру, у ювелира нет всей информации о новых имитациях и методах облагораживания. Поэтому, наряду с уже распространившимися случаями, когда муассанит выдают за алмаз, ювелирам и дилерам нужно быть готовыми к появлению обесцвеченных алмазов и по меньшей мере брать в руки лупу и изучать рундист на предмет возможных надписей.
Хотя это и является делом более далекого будущего, можно ожидать и появления на рынке алмазов, обесцвеченных в России. Сегодня в нашей стране несколько научных групп проводят исследования в области выращивания синтетических алмазов ювелирного качества. Конечно, ресурсов у этих групп гораздо меньше, чем у Дженерал Электрик, но тем не менее они обладают определенным потенциалом для проведения экспериментов по обесцвечиванию природных алмазов. Поскольку в сложившихся в стране экономических условиях ученые должны сами бороться за свое выживание, то эксперименты такого рода могут финансировать многочисленные коммерческие "заинтересованные стороны". Соответственно, отечественные специалисты в области диагностики камней должны будут противопоставить новой технологии облагораживания новые методы распознавания. Используемые нашими геммологами современные методы исследования вещества пригодны для распознавания синтетических и облагороженных камней. Однако нужны время и средства для того, чтобы уже известные методы были применены а адаптированы к новым облагороженным алмазам. Итак, надо ли сегодня готовиться к тому, что часть алмазов (очень небольшая часть) будет продаваться в облагороженном виде?
Вероятно, крупные компании и дилеры практически ничего не потеряют, если случайно купят или продадут пару облагороженных алмазов. В конце концов, сегодня на рынке цветных камней много облагороженных, и при продаже таких камней ни продавец, ни покупатель могут не знать о том, что камень облагорожен. Что же касается покупателя, приобретающего всего один облагороженный бриллиант, то ему остается лишь надеяться, что камень необлагорожен, а если облагорожен, то этого никто никогда не узнает. Если факт искусственной обработки вскроется, это может обернуться серьезными финансовыми потерями и моральным ущербом, причем не только для покупателя, но и для других людей, через чьи руки прошел такой камень. В нашу информационную эру факт облагораживания камня обычно недолго остается тайной и рано или поздно вскрывается. Поэтому наиболее разумным и для рынка, и для защиты прав конечного потребителя представляется пропагандировать такую практику совершения сделок, при которой каждый "серьезный" камень получал бы сертификат, экспертное заключение или иной документ, удостоверяющий его подлинность, и природное происхождение. В отношении клиента наиболее правильной является политика полного раскрытия информации о предлагаемом камне. А ювелиры, геммологи, эксперты должны стремиться как к повышению своей квалификации в области драгоценных камней, так и в развитии геммологических исследований. В конечном итоге защита прав потребителя нужна не только потребителю. Она необходима для существования самого рынка.
P.S. В сентябре LKI подтвердила, что для обесцвечивания алмазов используется технология HTHP - отжиг при высоком давлении.

Назад

 
хостинг от .masterhost
 
тИЦ и PR сайта www.uvelirmus.ru
 

Правильный CSS!

 
тИЦ и PR сайта www.uvelirmus.ru
 
проверить сайт
 
Яндекс.Метрика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
рейтинг@Mail.ru
 
 
Rambler's Top100
 
яндекс цитирования
 

© 2005-2017 Ювелирный салон

Данные, приведенные на сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой, определяемой положениями ст.435 и 437 ГК РФ

176
Uvelirmus.ru website reputation
Назад к содержимому | Назад к главному меню